Приводной ремень
Чтобы передать мощность от двигателя к системе управления, используют ременные передачи. У некоторых авто она предусматривает только один ремень, у других их несколько. Одна из причин, почему руль тяжело поворачивать, это как раз проскальзывание приводного ремня.
Случается и так, что ремень разрывает в дороге. При этом можно услышать характерный шлепок, стук, исходящий из подкапотного пространства. На приборной панели могут загораться сигнальные лампы.
При наличии насоса гидроусилителя, при выходе из строя ремня вращать руль станет тяжело.
Есть несколько характерных проблем, связанных с приводным ремнём:
Износ. Обычно проявляется в виде визга из-под капота, поскольку ремень начинает скользить. Решается проблема только заменой.
Утечка масла в зоне расположения ремня. Сначала нужно устранить причину течи, а затем поменять ремень.
Неправильное натяжение
Правильно установить ремень крайне важно. Если сделать эту процедуру некорректно, тогда элемент быстро износится и придёт в негодность
Придётся менять раньше времени.
В большинстве случаев проблемы с ремнём можно решить лишь путём замены.
Расширение материалов
Здесь речь идёт про линейное расширение материалов, которое можно обычно определить по текущему состоянию труб. Когда по ним движется жидкость с высокой температурой, возникает эффект деформации.
Аналогично деформируются и шарниры рулевых так. Износ втулок или осей ведёт к образованию зазоров. Когда авто проходит большое расстояние, подшипники насоса ГУР также изнашиваются и требуют замены.
Если вы заметили, что даже на холостых оборотах руль почему-то тяжело крутится, есть смысл заглянуть в узел рулевых тяг, втулок, проверить состояние подшипников.
Устранить такую неисправность можно только путём замены изношенных элементов.
Общие причины
Существуют причины, которые не зависят от типа и состояния элементов рулевого управления, к ним относятся низкое давление в шинах и неправильный развал-схождение колес, нарушение геометрии кузова и т.д.
В первом случае из-за большого пятна контакта шины с дорогой не только увеличивается износ резины, но и усиливается нагрузка на руль, который начинает туго крутиться. Во втором случае неправильные углы расположения колес тоже приводят к данной неисправности. Про влияние геометрии кузова мы поговорим позже.
Также следует обратить внимание на подшипник поворотного кулака, на примере Nissan Primera показано ниже. Из-за износа пыльника он ржавеет, в результате приходится больше прилагать усилия при повороте
И еще, важно понимать, что, если на авто были установлены другие шины и они больше и шире, чем предыдущие, то крутится руль будет туго и это естественно, тут паниковать не стоит
Также стоит обратить внимание на крестовины (карданчики) рулевой колонки. Их может быть одна или две (нижняя и верхняя), все зависит от конструкции
Крестовины могут закусывать или после установки новых, руль некоторое время будет тяжело вращаться.
Обязательно обратите внимание на пыльник кардана, к примеру, на Toyota Caldina 2.0 MT 4WD FULL он выглядит так
Если он порван, то замените его, так как через время попавшие туда вода и грязь приведут к нехорошим последствиям. Первый признак, что проблема именно в крестовинах, это тугое вращение руля с циклическими рывками.
Также разное поведение руля возможно в результате линейного расширения деталей. Как правило, если допуски и посадки в деталях подобраны правильно, а это касается и крестовин, то после их нагрева или охлаждения не возникает заеданий, руль крутится легко и плавно.
Если же данные параметры выдержаны неправильно, а это больше касается не оригинальных запасных частей, тогда руль будет туго крутиться, с заеданиями как при холодном двигателе, так и на прогретом.
Причины тугого вращения
Теперь следует разобраться с тем, из-за чего так тяжело крутится автомобильный руль, основываясь именно на узлах с гидроусилителями. Это самые распространённые системы, которые нельзя назвать ненадёжными. Многое зависит от отношения к авто и от изначального качества исполнения механизма.
Чаще всего подобные ситуации связаны с последствиями износа элементов, с несвоевременным обслуживанием машины, с экстремальными нагрузками, которым подвергает автомобиль водитель. Опираясь на некоторые знания и навыки, проблемы можно диагностировать на ранней стадии. Сделать это реально своими силами либо обратившись в автосервис. Главное – предотвратить дальнейшее ухудшение ситуации и вернуть узлу нормальную работоспособность.
Практика показывает, что основные причины, из-за которых руль на машине стал тяжелее крутиться, связаны с:
- давлением в шинах;
- положением колёс;
- гидроусилителем;
- гидравлическим насосом;
- компонентами рулевой системы и пр.
Ясно одно, что тугой руль — это не норма для современного автомобиля. Все причины следует рассмотреть отдельно и решить, как действовать в той или иной ситуации.
Гидравлический насос
Случается и так, что руль на холостых почему-то туго крутится, и водитель не может понять, в чём причина.
Одним из подозреваемых выступает гидравлический насос ГУР. Именно он отвечает за перекачку рабочей жидкости.
Прежде чем винить во всех бедах неисправность насоса, это нужно подтвердить. Делается это следующим образом:
- проверяется уровень масла, который в среднем должен быть на 15 см выше, чем уровень всасывания;
- проверяется факт наличия или отсутствия утечек смазки;
- проверяется звук.
Если насос стучит, это говорит о подсосе воздуха. Звук, похожий на скулёж, свидетельствует о наличии воздуха в составе гидравлической жидкости.
Менять насос не всегда единственное решение. Сначала следует проверить его состояние, выполнить диагностику и уже по результатам проверки принимать решение. Насос ГУР служит очень долго, и при грамотной эксплуатации он не скоро побеспокоит автовладельца.
Ремонт рулевой рейки
Трудности при управлении рулем могут появиться при возникновении неисправностей в рулевой рейки. В этом случае нужно воспользоваться одним из вариантов ремонта узла:
- Выполнить регулировку.
- Заменить ремонтный комплект.
- Заменить целиком весь узел.
Регулировкой можно устранить люфты, восстановить на некоторое время работоспособность рулевой рейки. Если износ большой, «тугой руль» регулировка не уберет, нужна замена ремонтного комплекта. При сильной деформации или нарушениях в целостности корпуса обычно нужна полная замена рулевой рейки.
Рулевая рейка ВАЗ 2109
Как снять рулевую рейку
Чтобы извлечь рейку нужно:
- Зафиксировать задние колеса автомобиля.
- Поднять перед.
- Снять передние колеса.
- Открутить и убрать рулевые наконечники.
- В салоне отсоединить рулевой вал.
- Освободить от фиксации рулевую рейку и отвести ее в сторону.
Как разобрать рейку
Для работы необходимо приобрести специальные ключи, их же нужно будет использовать при регулировке узла. Далее необходимо:
Убрать рулевые тяги.
- Удалить резиновый пыльник и наконечник.
- Открутить упорную и регулировочную втулки, убрать валы.
- Вытащить изнутри корпуса пластиковую втулку.
- Все детали очистить от смазки и грязи.
Как выполнить ремонт рейки
После очистки элементов от грязи составляется дефектная ведомость, определяется степень износа деталей:
- Осматривается визуально корпус. Определяется наличие трещин, сколов и других дефектов.
- Осматриваются валы. На них не должно быть заусенцев, износа, царапин.
- Проверяются подшипники.
После тщательного осмотра и замены всех изношенных элементов рулевую рейку можно собирать:
Запрессовать новую пластиковую втулку, как показано на фото.
Запрессовка втулки
- Запрессовываются подшипники.
- Собираются и вставляются валы.
- Узел смазывается смазкой типа литол.
- Выполняется предварительная регулировка: до упора затягивается регулировочная втулка, затем ослабляется до тех пор, пока вал можно будет провернуть рукой.
- Одевается и крепится резиновый пыльник, лучше новый.
- Устанавливаются с наконечниками рулевые тяги, не затягивая их.
Монтаж рулевой рейки
Итак:
- Прикручивается к кузову рейка.
- Вставляются и затягиваются рулевые наконечники.
- Устанавливаются на место колеса.
- Автомобиль опускается на землю.
- Стабилизируется подвеска.
- Затягиваются рулевые тяги на сайлетблоке.
Контроль и регулировка
После монтажа рейка окончательно регулируется:
- Контролируется отсутствие вертикального люфта в устройстве при проверке рулевых тяг.
- Люфт в рулевом колесе не должен превышать 10 градусов.
- Вращение руля – без закусываний, с обеспечением равного числа витков в обе стороны.
- При повороте и движении необходимо, чтобы рулевое колесо само возвращалось в первоначальное положение, без вмешательства водителя.
- Последующая регулировка должна производится после 800 км пробега авто ВАЗ 2109, после ремонта.
Как убрать на ваз 21093 руль тугой хорошо видно на видео. Любые отклонения от нормы в рулевом управлении нужно устранять своевременно. Тогда цена ремонта будет намного ниже, чем после непредвиденного ДТП автомобиля.
Замена жидкости и правила подбора
Для решения данной проблемы не нужно разбирать механизм полностью.
- Расширительный бачок соединяется с двумя патрубками. У них не должно быть хомутов после подготовки.
- Дополнительные крепежи и ременные элементы так же удаляются, если это необходимо.
- Можно просто слить отработавшую жидкость, а затем залить новую.
Но желательно демонтировать сам руль, чтобы провести как можно более полную диагностику. Устройство надо отдельно проверить на предмет сохранения герметичности. Лучше всего промыть внутренности, прополоскать их обычной водой. Когда расширительный бак высохнет, его возвращают на место.
Не менее ответственными надо подойти к вопросу выбора подходящей жидкости. Оптимальное решение – это синтетические гидравлические смеси. Фото: drive2.ru
Главное, чтобы при изготовлении использовались только компоненты высокого качества. Обычные машинные масла в подобных ситуациях оказываются под строгим запретом.
Среди особенностей, присущих именно специализированным составам:
- Способность работы при экстремальных температурах.
- Вязкость.
- Текучесть.
Проблемы подобного рода часто возникают в зимнее время. Ведь промерзания просто не даёт жидкости справляться со своими главными функциями.
Также решить проблему замены жидкости в ГУР вам поможет это видео:
Когда и почему тяжелый руль — причины
- Вытекла жидкость из бачка;
- Проблема с насосом;
- Изношен или плохо натянут приводной ремень;
- В уселитель попал воздух;
- Проблемы в рулевой системе: редуктор или рулевая рейка вышли из строя.
Присадка Супротек ГУР
Для восстановления рабочих характеристик и продления ресурса гидроусилителя руля
подробнееотзывы
Краткая инструкция к действиям
При любой, даже самой незначительной неполадки не стоит полагаться на русское “авось”
Важно помнить, неисправный автомобиль становится потенциальным убийцей. И даже один плохо закрученный болт может привести к трагедии
Автомобиль должен быть заведен, покрутите руль, жидкость пройдет в систему. В ситуации если туго, тяжело крутится руль, необходимы дополнительные усилия, а жидкость для ГУР в норме, то можно самостоятельно попробовать проверить клапан регулировки насоса. Он достаточно часто засоряется, а прочистить его можно в гаражных условиях, на форумах владельцы часто выкладывают подробные инструкции с фото. Проблему с наличием воздуха в системе можно решить частым поворотом до упора рулевого колеса. Выглядит это все очень просто, но не стоит забывать, что воздух как-то попал в систему, а значит надо будет найти эту лазейку. Самое простое — проверить все резиновые и соединительные шланги. Возможно именно там дефект, а значит достаточно заменить их. Ну, если это не поможет, то придется обращаться в автосервис.
Скорее всего придется прибегнуть к помощи специалиста, если руль стал тяжелее крутиться из-за изношенного или плохо натянутого ремня. И тем более из-за поломок рулевой рейки или редуктора. К большому сожалению, починка большинства поломок гидроусилителя руля обойдется в достаточно круглую сумму.
Неисправности в системе ГУР
ПРОБЛЕМА | ВОЗМОЖНАЯ ПРИЧИНА | МЕТОД УСТРАНЕНИЯ |
«Тяжелый руль» в обе стороны | Недостаточный уровень жидкости в бачке | Долить жидкость |
Попадание воздуха в систему | Заменить ремкомплект или маслопроводы | |
Падение давления или производительности насоса | Ремонт насоса | |
Износ ремкомплекта | Заменить ремкомплект | |
Износ корпуса рулевой рейки | Ремонт рулевой рейки | |
«Тяжелый руль» в центре | Износ корпуса рабочего цилиндра рулевой рейки | Ремонт рулевой рейки |
«Тяжелый руль» только в одну сторону | Износ корпуса рулевой рейки | Ремонт рулевой рейки |
Износ ремкомплекта | Заменить ремкомплект | |
«Тяжелый руль» во время быстрого вращения | Попадание воздуха в систему | Заменить ремкомплект или маслопроводы |
Падение давления или производительности насоса | Ремонт насоса | |
Люфт на руле | Изношены детали ходовой части | Заменить изношенные детали ходовой части |
Износ зубьев штона рулевой рейки | Ремонт рулевой рейки, замена штона | |
Самопроизвольный поворот рулевого колеса | Неправильно подключены трубки рейки | Диагностика, правильное подключение трубок рулевой рейки |
Шум | Попадание воздуха в систему | Заменить ремкомплект или маслопроводы |
Деформация маслопроводов | Заменить маслопровод | |
Падение давления или производительности насоса | Ремонт насоса | |
Падение уровня жидкости в бачке | Долить жидкость | |
Постоянная потеря гидравлической жидкости | Износ ремкомплекта | Заменить ремкомплект |
Разгерметизация соединений масляных магистралей | Заменить уплотнители | |
Руль не возвращается (плохо возвращается) в среднее положение | Неисправность ходовой части | Произвести ремонт ходовой части |
Износ корпуса рулевой рейки | Ремонт рулевой рейки | |
Нарушена регулировка развала-схождения | Произвести регулировку развала-схождения | |
Неточность в управлении (автомобиль «плавает» по дороге) | Недостаточной уровень жидкости в бачке | Долить жидкость |
Износ корпуса рулевой рейки | Ремонт рулевой рейки | |
Изношены детали ходовой части | Заменить изношенные детали ходовой части | |
Попадание воздуха в систему | Заменить ремкомплект или маслопроводы | |
Удары по рулевому колесу при вращении | Неправильно подключены трубки рулевой рейки | Диагностика, правильное подключение трубок рулевой рейки |
Изношены детали ходовой части | Заменить изношенные детали ходовой части | |
Вибрация рулевого колеса при движении | Нарушена балансировка колес | Отбалансировать колеса |
Нарушена регулировка развала-схождения | Произвести регулировку развала-схождения |
Проблемы с рулевой рейкой
Не исключается и потеря мощности автомобильного двигателя при поворотах, а также тугое вращение на месте.
Если вы заметили, что на малых и холостых оборотах на автомобиле тяжело крутится руль, стоит проверить состояние рулевой рейки. Справедливо это называют одной из самых неприятных проблем. Проявляется обычно в виде гула гидроусилителя при поворотах. Параллельно усложняется процесс вращения рулевого колеса.
Самостоятельно решить такую проблему достаточно сложно. Тут требуется помощь специалистов и диагностика узла. Самый неприятный для автовладельца вердикт заключается в необходимости замены рулевой рейки. Это не только сложно, но и очень дорого.
Порой может случиться и так, что после замены рулевой рейки проблема не уходит, и руль всё равно крутится достаточно тяжело. Некоторые списывают это на притирку деталей и адаптацию. В действительности такого быть не должно. Проблема может крыться в неправильной замене, в деталях низкого качества, либо в появлении других неисправностей в процессе замены. Придётся проводить повторную диагностику.
Электрогидроусилитель руля (ЭГУР)
ЭГУР по принципу действия мало чем отличается от обычного ГУР. Основное отличие в том, что здесь насос гидроусилителя приводится в движение не от ДВС, а от электродвигателя. Также в системе предусмотрен электронный блок управления.
Сам насос (моторедуктор) может быть двух типов, лопастной и шестеренчатый. Второй тип считается более надежным.
ЭГУР устанавливается на многие иномарки, к примеру, Форд Фокус 2, Skoda Fabia, Mazda 3. А также на некоторые отечественные авто, к примеру, Lada X-Ray.
Рассмотрим, причины по которым туго крутится руль, на примере Mazda 3:
- Деформация рулевой рейки. Решается проблема только путем замены последней;
- Низкое напряжение в бортовой сети. Сел АКБ, сбой в работе генератора.
- Неправильная калибровка руля или ЭБУ вообще не видит его положение. Предыдущая и эта проблемы хорошо диагностируются на сервисе.
- Вышло из строя реле. На Мазда 3 оно находится под капотом в блоке предохранителей. Но возможно реле не вышло из строя, а сгнили контакты под самим блоком – это болезнь Мазда 3.
- Вышел из строя силовой предохранитель ЭГУР или обрыв цепи питания к электродвигателю. Иногда, чтобы найти обрыв цепи приходится снимать полностью насос. Проблема диагностируется на сервисе.
- Неправильно установлена рулевая рейка после ее ремонта или замене.
- Другие причины, связанные с гидроусилителем руля.
Электроусилитель руля
ЭУР по сравнению с ГУР и ЭГУР конструктивно проще, а значит надежнее. Он состоит из электромотора, который устанавливается непосредственно на рулевую колонку, набора датчиков и ЭБУ.
ЭУР устанавливается на большинстве современных автомобилей. Причислим отечественные модели – Лада Приора, Гранта, Калина, Нива (с 2009 года), последние модели Газель (ГАЗ 3302, 2705, 3221, 33023).
Если на авто с электроусилителем начал туго крутится руль проверьте:
- Горит ли индикатор ЭУР на панели приборов. При включении зажигания лампа должна загореться, после запуска двигателя погаснуть.
- Работает ли датчик скорости и спидометр, они работают синхронно с ЭУРом и взаимосвязаны. Чем выше скорость, тем меньше усилия передается на рулевую рейку и наоборот;
- Исправен ли датчик крутящего момента;
- Какое напряжение в бортовой сети;
- Перегорел или подгорели контакты у предохранителя ЭУР на 50 А. К примеру, на Лада Приора он находится под капотом, показан на схеме ниже.
Если проблема не пропала проверьте состояние рулевой рейки, опорных подшипников, карданов и т.д. Все это уже описано выше.
Давление в покрышках
Как ни странно, но очень часто искать причины в самой системе управления не приходится, поскольку тугой руль обусловлен банальным изменением нормального давления в шинах.
Низкое давление увеличивает пятно контакта, от этого авто сильнее прижимается к дорожному полотну, и при повороте рулевого колеса не удаётся совершить манёвр так же легко, как в случае с накаченными колёсами.
Неравномерное давление влечёт за собой и неравномерный износ шин. Тогда даже при выравнивании давления во всех колёсах машина будет вести себя нестабильно, её начнёт заносить.
Одним из ответов на вопрос о том, почему вдруг руль стал тяжело крутиться на машине, будет весьма банальный. Но проверку стоит начать именно с состояния покрышек. Ведь устранить низкое давление в шинах намного проще, чем менять рулевую рейку или выполнять ремонт узла управления.
На холодную и горячую разное поведение руля
В случае, если руль автомобиля ведет себя по разному при выезде из гаража и после продолжительного движения, то причина может скрываться в изменении характеристик элементов рулевого управления.
Вариантов поведения автомобиля два:
- На холодную руль легкий, после небольшого пробега он тяжелеет.
- На холодную руль крутится туго, но после прогрева все нормально.
В первом случае мы имеем ситуацию с линейным расширением материалов. В результате увеличения температуры некоторые элементы меняют свои размеры. Если допуски и посадки выбраны не оптимально, то возможно заедание некоторых элементов.
Читать также: Как сделать подъемник для автомобиля своими руками
Для диагностики такой ситуации необходимо поддомкратить переднюю часть автомобиля (если он переднеприводный) и произвести повороты руля при его холодном и горячем состоянии. Места подклинивания обычно обнаруживаются визуальным осмотром.
При второй ситуации обычно причина, почему туго поворачивается руль с гидроусилителем, кроется в загустевании масла. Если такая ситуация происходит зимой, то нет особых поводов для беспокойства. Но если это мешает комфортному вождению, рекомендуется заменить жидкость в гидроусилителе на более качественную.
Круглогодично на холодную руль может туго вращаться по причине забивания фильтра. Некоторые модели гидроусилителей имеют встроенный фильтр в бачок гидросистемы. Он со временем забивается мусором. Разогретое масло может беспрепятственно проходить сквозь него, а вот на холодном автомобиле это вызывает проблемы.
Неисправности гидроусилителя
Когда возникают неполадки со стороны гидроусилителя, это уже более серьёзная проблема. Здесь придётся решать вопрос иначе.
Если у вас автомобиль с гидроусилителем и вы заметили, что руль теперь вращается достаточно тяжело, тогда стоит провести комплексную диагностику и выявить виновного.
Есть несколько потенциальных виновников в возникновении такой ситуации:
- дефицит гидравлической жидкости;
- утечка жидкости ГУР;
- выход из строя насоса;
- загрязнение проходов и пр.
Для начала обязательно проверьте уровень жидкости в ГУР. Обязательно загляните под днище, изучив вероятность наличия следов утечки.
Количество масла и его состояние
В качестве рабочей жидкости в ГУР используется специальное масло
Его важно поддерживать не только на должном уровне, но и в хорошем состоянии
На большинстве авто присутствует специальный щуп. Вытащив его, можно дать оценку уровню смазки, и его состоянию. Если жидкость пахнет горелым или присутствуют запахи бензина, это свидетельствует о необходимости провести замену.
Проверить уровень и состояние масла не всегда удаётся самостоятельно из-за отсутствующего щупа. Тогда определить это можно только при сливе. Здесь можно сделать всё самостоятельно, опираясь на руководство по ремонту, либо же посетить автосервис.
Recommendations
Comments 7
замени смазку в рейке
симптомы такого ТУГО РУЛЯ МОГУТ БЫТЬ давление в шинах закисшие убитые шаровые наконечники убитая нахер в хлам рейка и закручена регулировачная гайка на ней. шаровые ты можешь не увидеть пришел им конец или они живые только после снятия, гайка регулировки если ты ее затянул на увесь то руль будет крутиться как на копейке.возьми ключь проверь затяжку рейки затяни ее на всю и попусти градусов на 45 это так по мурзилкам говорят коль это не поможет может рейке пришел кирдык полный…попробуй скаты накачать по 2.2 Атм
у меня тоже люфтит… и стучит собака такая… что и как там менять? тяжко?
Всё делал по инструкции с инета. Проблема в двух болтах, которые с круглыми шляпками (резьбовая)
Из данной статьи вы узнаете, почему туго крутится руль, как узнать причину данной неисправности и что делать в каждом из возможных случаев.
По ряду причин автовладелец может заметить, что руль стал туго крутиться. Из-за этого приходится прикладывать дополнительное усилие на баранку, и как результат — недополучение удовольствия от вождения автомобиля и серьезный удар по безопасности дорожного движения.
Читать также: Сиденья на рено логан