Если вы когда-либо задумывались о том, какой мотор скрывается под капотом знаменитой и престижной BMW 5 Series, то эта статья для вас. Мы подробно разберем все поколения двигателей BMW 5 Series, от самых первых образцов до современных высокотехнологичных вариантов. Узнайте, какие моторы BMW 5 серии считаются самыми надежными, а какие – наименее удачными, и как выбрать оптимальный вариант для себя.
Первое поколение BMW 5 Series (E12): пионеры рядных шестерок
Серия E12, выпускавшаяся с 1972 по 1981 годы, стала отправной точкой для «пятерки». Унаследовав дух спортивности, она задала тон будущим моделям. В ее основе лежали проверенные временем двигатели, которые уже зарекомендовали себя в других моделях BMW.
Моторы E12:
- M10 (четырехцилиндровый): Объем 1.8 л, 2.0 л. Мощность от 90 до 125 л.с.
- M20 (рядные шестерки): Появились позднее, объемы 2.0 л и 2.3 л. Мощность от 122 до 143 л.с.
- M30 (рядные шестерки): Объемы 2.5 л, 2.8 л, 3.0 л, 3.2 л, 3.5 л. Мощность от 150 до 218 л.с. (включая M535i).
Надежность M30:
Двигатели M30 – это легендарные рядные шестерки, которые считаются одними из самых надежных агрегатов BMW. Их ресурс при должном обслуживании мог превышать 500 000 км. Основные проблемы – износ цепи ГРМ и прокладки ГБЦ при перегреве.
Второе поколение BMW 5 Series (E28): эволюция надежности
E28 (1981-1987 гг.) продолжил традиции своего предшественника, получив более современные двигатели и улучшенную динамику.
Моторы E28:
- M10 (четырехцилиндровый): Объемы 1.8 л (90 л.с.), 2.0 л (102 л.с.).
- M20 (шестицилиндровый): Объемы 2.0 л (125 л.с.), 2.5 л (150 л.с.), 2.7 л (122-129 л.с. – «экономичные» Eta).
- M30 (шестицилиндровый): Объемы 2.8 л (184 л.с.), 3.4 л (185-218 л.с.).
- M88/3 (рядный шестицилиндровый): 3.5 л, 286 л.с. (для M5 E28).
- M21 (дизельный): 2.4 л, 86-115 л.с. (первый дизельный мотор в «пятерке»).
Надежность M20 и M21:
M20 также показали себя как вполне надежные моторы, хотя требовали внимания к системе ГРМ (ремень). Дизельные M21 были для BMW экспериментальными, но в целом надежными, при условии качественного топлива и своевременного обслуживания топливной аппаратуры.
Третье поколение BMW 5 Series (E34): расцвет рядных шестерок и V8
E34 (1988-1996 гг.) – это знаковая модель, которая стала синонимом надежности и отличной управляемости. Именно здесь появились первые V8 двигатели.
Моторы E34 (подробный каталог двигателей):
Бензиновые:
- M20 (шестицилиндровый): 2.0 л (129 л.с.), 2.5 л (170 л.с.). Надежный, но уже устаревший.
- M50 (шестицилиндровый): C VANOS и без VANOS.
- 2.0 л (150 л.с.), 2.5 л (192 л.с.). Эти рядные шестерки считаются одними из самых беспроблемных.
- Отличный ресурс, хорошая ремонтопригодность. Возможны течи масла из-под клапанной крышки и уплотнений VANOS.
- M30 (шестицилиндровый): 3.0 л (188 л.с.), 3.5 л (211 л.с.). Унаследован от предыдущих поколений, надежен.
- M60 (V-образные восьмицилиндровые):
- 3.0 л (218 л.с.), 4.0 л (286 л.с.). Первые V8 в «пятерке».
- Мощные и тяговитые, но более требовательные к обслуживанию.
- Проблемы с никасиловым покрытием цилиндров (до 1995 года), что приводило к повышенному расходу масла и компрессии. Дальнейшие модификации были с обычным чугунным покрытием.
- S38 (шестицилиндровый): 3.6 л (315 л.с.), 3.8 л (340 л.с.) для M5 E34. Высокофорсированные, требовательные к обслуживанию.
Дизельные:
- M21 (шестицилиндровый): 2.4 л (115 л.с.). Устаревший, но надежный.
- M51 (шестицилиндровый): 2.5 л (115-143 л.с.). Более современный, также надежный. Чугунный блок, ресурсные форсунки.
Рекомендации по выбору E34:
Выбирая E34, предпочтение отдавайте моторам M50 (без VANOS или с ним – оба хороши) или M51 (дизель). От M60 ранних годов выпуска стоит воздержаться из-за проблемы с никасилом.
Четвертое поколение BMW 5 Series (E39): апогей надежности и комфорта
E39 (1995-2003 гг.) по праву считается эталоном BMW 5 Series. Это последнее поколение, отличающееся исключительной надежностью и простотой конструкции многих узлов, а также высоким комфортом.
Моторы E39:
Бензиновые:
- M52 (шестицилиндровый): 2.0 л (150 л.с.), 2.5 л (170 л.с.), 2.8 л (193 л.с.).
- В начале выпуска имелись проблемы с никасиловым покрытием (до 1998 г.) на некоторых модификациях, позже замененным на более стойкий алюсил или обычный чугун.
- Отличный ресурс. Возможны проблемы с датчиками распредвалов и коленвала, КВКГ (клапан вентиляции картерных газов).
- M52TU (шестицилиндровый): 2.0 л (150 л.с.), 2.5 л (170 л.с.), 2.8 л (193 л.с.). Двухвальные (Double-VANOS).
- Улучшенные по сравнению с M52, но более сложные. Проблемы с Double-VANOS (износ уплотнительных колец).
- M54 (шестицилиндровый):
- 2.2 л (170 л.с.), 2.5 л (192 л.с.), 3.0 л (231 л.с.).
- Самый распространенный и, пожалуй, лучший бензиновый мотор E39.
- Отличный ресурс, но при активной езде может потреблять масло. Часто встречаются проблемы с КВКГ, течами по прокладке клапанной крышки и масляного стакана.
- M62/M62TU (V-образные восьмицилиндровые):
- 3.5 л (235-245 л.с.), 4.4 л (286 л.с.). С VANOS и без.
- Отличный крутящий момент. Проблемы с цепью ГРМ (натяжители), течи масла, VANOS.
- S62 (V-образный восьмицилиндровый): 4.9 л, 400 л.с. для M5 E39. Мощный, но очень дорогой в обслуживании и ремонте. Требователен к качеству масла.
Дизельные:
- M51 (шестицилиндровый): 2.5 л (143 л.с.). Ранние дизели, надежны.
- M57 (шестицилиндровый):
- 2.5 л (163 л.с.), 3.0 л (184-193 л.с.).
- Легендарный дизельный каталог двигателей. Отличный ресурс и неприхотливость.
- Наиболее распространенные проблемы: вихревые заслонки (устраняются заглушками), топливная аппаратура (при плохом топливе). В остальном – эталон надежности.
Рекомендации по выбору E39:
Для повседневной эксплуатации лучшим выбором будут моторы M54 (любого объема) или дизельный M57. Более мощные V8 и S62 потребуют значительных финансовых вложений в содержание.
Пятое поколение BMW 5 Series (E60/E61): эпоха турбированных моторов и новых технологий
E60/E61 (2003-2010 гг.) привнесли в «пятерку» множество технологических новшеств, но с ними пришли и новые вызовы для надежности.
Моторы E60/E61:
Бензиновые:
- N43/N46 (четырехцилиндровые): 2.0 л (150-170 л.с.). Редко встречаются, могут иметь проблемы с цепью ГРМ и Valvetronic.
- M54 (шестицилиндровый): 2.2 л (170 л.с.), 2.5 л (192 л.с.), 3.0 л (231 л.с.). Старый добрый мотор, надежен.
- N52 (шестицилиндровый): 2.5 л (218 л.с.), 3.0 л (258-272 л.с.).
- Алюминиевый блок, проблемы с масложором (закоксовка маслосъемных колец), Valvetronic (износ эксцентрикового вала), прокладкой клапанной крышки и сальниками клапанов.
- Определенно менее надежен, чем M54.
- N53 (шестицилиндровый): 2.5 л (204 л.с.), 3.0 л (218-272 л.с.). Прямой впрыск.
- Проблемы с ТНВД (топливный насос высокого давления), форсунками, катушками зажигания. Требователен к качеству топлива.
- N54 (шестицилиндровый, турбированный): 3.0 л (306 л.с.). Первый бензиновый турбированный мотор в «пятерке».
- Очень мощный, но проблемный: ТНВД, форсунки, турбины (износ вестгейтов), водяная помпа.
- N62 (V-образные восьмицилиндровые): 4.0 л (306 л.с.), 4.4 л (333 л.с.), 4.8 л (367 л.с.).
- Проблемы с масложором (колпачки), течи масла, Valvetronic.
- S85 (V10): 5.0 л, 507 л.с. для M5 E60/E61. Высокооборотистый V10 двигатель. Дорогой в обслуживании и ремонте. Проблемы с вкладышами, масляным насосом, дроссельными заслонками.
Дизельные:
- M47 (четырехцилиндровый): 2.0 л (163 л.с.). Надежный, но с турбоямой.
- M57 (шестицилиндровый):
- 2.5 л (177 л.с.), 3.0 л (218-286 л.с. bi-turbo).
- Традиционно надежные. Проблемы с вихревыми заслонками, ЕГР, сажевым фильтром. Би-турбо версии более сложные.
- Более мощный, но сохраняет проблемы, характерные для современных дизелей: сажевый фильтр, ЕГР, вихревые заслонки, форсунки.
Рекомендации по выбору E60/E61:
Если нужна надежность, ищите автомобили с моторами M54 (для бензина) или M57 (для дизеля). Новые бензиновые N-серии и дизельные N-серии требуют более внимательного отношения и значительных вложений.
Шестое поколение BMW 5 Series (F10/F11): эра турбин и экологических стандартов
F10/F11 (2010-2016 гг.) продолжила переход к массовому использованию турбонаддува и прямого впрыска. Это сказалось на их требованиях к обслуживанию и надежности.
Моторы F10/F11:
Бензиновые турбированные:
- N20 (четырехцилиндровый): 2.0 л (184-245 л.с.).
- Цепные проблемы (износ цепи ГРМ), высокая рабочая температура, масложор.
- N52 (шестицилиндровый): 3.0 л (258 л.с.). Использовался недолго в начале выпуска.
- N55 (шестицилиндровый): 3.0 л (306-320 л.с.). Усовершенствованная версия N54 (одна турбина).
- Менее проблемный, чем N54, но все еще подвержен проблемам с ТНВД, течами масла, водяной помпой. Цепь ГРМ надежнее.
- N63/S63 (V-образные восьмицилиндровые, битурбо): 4.4 л (407-560 л.с.).
- Мощные, но очень капризные. Проблемы с масложором, растяжением цепи ГРМ, выходом из строя турбин из-за перегрева. Требуют дорогостоящих ремонтов.
Дизельные:
- N47 (четырехцилиндровый): 2.0 л (184-218 л.с.).
- Известен проблемами с цепью ГРМ (расположена со стороны маховика, ремонт трудоемкий).
- N57 (шестицилиндровый): 3.0 л (204-381 л.с., вплоть до три-турбо).
- В целом надежный мотор, но подвержен проблемам с сажевым фильтром, ЕГР, форсунками и вихревыми заслонками. Более мощные версии сложнее.
Рекомендации по выбору F10/F11:
Дизельные N57 считаются лучшим выбором по соотношению динамики и надежности. Из бензиновых — N55 более-менее приемлем, но требует внимания. N20 и N63 лучше избегать.
Седьмое поколение BMW 5 Series (G30/G31): современность и турбонаддув
G30/G31 (с 2016 г.) продолжает тенденцию на использование турбированных моторов и четырехцилиндровых агрегатов даже в базовых версиях.
Моторы G30/G31:
- B48 (четырехцилиндровый, бензин): 2.0 л (184-252 л.с.). Пришел на смену N20. Улучшен по сравнению с предшественником, но проблемы с цепью ГРМ все еще могут проявляться на больших пробегах.
- B58 (шестицилиндровый, бензин): 3.0 л (340 л.с.). Пришел на смену N55. Считается одним из самых надежных современных моторов BMW. Хороший ресурс, меньше проблем, чем у N-серии.
- B47 (четырехцилиндровый, дизель): 2.0 л (190-231 л.с.). Заменил N47. Проблемы с цепью ГРМ значительно уменьшены. Надежный и экономичный.
- B57 (шестицилиндровый, дизель): 3.0 л (249-400 л.с.). Заменил N57. Отличные характеристики, но сохраняются риски, связанные с современными дизелями (сажевый фильтр, ЕГР).
- N63/S63 (V-образные восьмицилиндровые, битурбо): 4.4 л (462-625 л.с.). Продолжают линейку V8. Требуют крайне внимательного обслуживания и остаются самыми проблемными и дорогими в ремонте.
Надежность G30/G31:
В целом, BMW заметно поработала над ошибками, и многие моторы стали надежнее. Однако, сложность конструкции и высокая форсировка по-прежнему требуют квалифицированного и своевременного обслуживания.
Если вы ищете оптимальный вариант, присмотритесь к моделям с двигателями B58 (бензин) или B47/B57 (дизель). Они предлагают хороший баланс мощности, экономичности и надежности для современных автомобилей.
Общие рекомендации по выбору двигателей BMW 5 Series
Выбор мотора BMW 5 серии – это всегда компромисс между мощностью, экономичностью, надежностью и стоимостью обслуживания.
- Старые поколения (E12, E28, E34, E39): Если вы ищете максимально надежный и простой в обслуживании автомобиль, обратите внимание на E39 с моторами M54 (бензин) или M57 (дизель), а также E34 с M50. Это золотой век надежности BMW.
- Средние поколения (E60/E61, F10/F11): Здесь важно быть осторожнее. Моторы M54 и M57 еще встречаются на E60. Если их нет, выбирайте дизельные N57. Бензиновые N-серии, особенно N54 и N63, требуют серьезных вложений.
- Новые поколения (G30/G31): Здесь BMW улучшила многие аспекты надежности. Лучший выбор – моторы B58 (бензин) и B47/B57 (дизель). Они предлагают современную динамику при относительно приемлемом уровне надежности.
Всегда помните, что любой мотор BMW, независимо от репутации, требует регулярного и качественного обслуживания с использованием оригинальных или высококачественных запчастей и масел. История обслуживания и бережная эксплуатация играют ключевую роль в долговечности двигателя.